Многообразие приемов — характерная черта современного театра, командировка г. Долинск

Мастер-класс ведущего методиста Андрея Андреевича для руководителей и режиссеров театральных коллективов со всего Долинского района!

Важный процесс последних десятилетий в русском театре — деканонизация. Существует такая вещь, как тип театра. Это система договоренности между сценой и зрительным залом, «предумышленное», «предустановленное» ощущение театра. Античный зритель не знал, что такое занавес и не представлял театр без хора. Современники Вагнера не воспринимали оперный спектакль без балета. Лет пятнадцать назад публика ждала венские стулья, льняные пиджаки и цветущие деревья, когда шла «на Чехова». С точки зрения зрителя двадцать первого века такие клише — кромешный абсурд. Сегодня стереотипы должны быть отринуты. Нормативности в театре больше не существует. Канон театрального высказывания отсутствует. Каждый режиссер выстраивает со зрителем свои правила игры. Поиск контакта занимает первые 15 минут спектакля. Главный вопрос: «Может ли режиссер объяснить правила игры?» Второй: “Способен ли зритель понять и включиться в игру?” Следующий вопрос: “Меняет ли режиссер правила во время действия?”

Еще один важный процесс — разрушение иерархии жанров. Хотим мы этого или нет, она существует в нашей голове. Трагедия в этой иерархии — наверху, а фарс — внизу. Это существует помимо нашей воли. Двести лет назад Гегель писал, что вершина драматургии — стихотворная драма. Сегодня такого жанра просто нет. Ситуация поменялась кардинально.

Пришла культура всеприятия, пришло желание смотреть во все глаза, изучать разное и делать свое. Многообразие приемов — характерная черта современного театра. Все, кто сегодня приходит в театр (артисты, продюсеры, театроведы), лишены института кумиров. Они не мечтают делать “как на Таганке” или “как в Современнике”. Они хотят делать свой театр.



ГосУслуги