Советы участникам хореографического фестиваля-конкурса малых форм и балетмейстерских работ «Art-dance»

Dance Battle — Танцевальная битва.

Современная танцевальная культура привнесла такое явление, как Dance Battle (Танцевальная битва), или попросту Battle. Он стал очень популярным способом определения победителя среди танцоров, возможностью сравнить танцевальное мастерство во время «живого» соперничества.

Именно благодаря Батловой системе проведения чемпионатов и фестивалей танцоры современных стилей, на пример: Break Dance, Hip—Hop, House… развиваются очень стремительно, и с каждым годом растет число высокопрофессиональных танцоров, которые в свою очередь добавляют базу своего стиля новыми движениями.

«Dance Battle»– это танцевальное сражение между участниками, во время которого они состязаются в мастерстве, импровизируя под изменяющиеся ритмы, для выявления сильнейшего из них.

Танцевальное сражение между участниками для выявления сильнейшего из них, т.е. танцор (команда) сражается не со всеми соперниками одновременно, а с одним соперником (двумя или тремя, если битвы проходят по системе ProMв несколько углов). А т.к. битва идет 1х1, то в батловом танцевальном стиле появляется понятие «стратегия» – то, как танцор (коллектив) способен вести батл, держать инициативу. Развивается понятие «подача» — то, как танцор умеет преподнести себя, свой стиль, то, как он может заинтересовать судей и зрителей, то, как танцор может в максимальной степени презентовать свой материал и навыки.

Танцоры батловых стилей уделяют огромнейшее внимание импровизации, т.к. Dance Battles сопровождаются DJ-ем, который в режиме реального времени играет для участников свои сэты, а не заранее запланированную танцорами музыку. Т.е. участник Батла не знает под какой трек он будет танцевать, а, следовательно, на самом танцполе ему приходится импровизировать, ломать и переделывать связку, или вовсе придумывать что-то новое на ходу, попадая в такты и акценты сопровождающего его выход трека. Танцор не умеющий импровизировать не сможет выиграть батл высокого уровня.

Провести Dance Battle можно практически в любом танцевальном стиле, однако, существует ряд направлений, для которых батлы характерны и естественны. В большинстве своем это последователи или ответвления, связанные с хип-хоп культурой.

За полувековую историю танцевальных батлов сложились объективные критерии судейства:

Музыкальность – способность танцора чувствовать музыку, обыгрывать ее, импровизировать.

Чистота исполнения – техника выполнения танцевальных и силовых элементов.

Оригинальность – стиль танцора, его неповторимость, чем он отличается от остальных, его индивидуальность, то, насколько интересно построен танец и самое главное насколько оригинальны его элементы или стиль их выполнения.

Подача – Эффектность, мимика, уверенность и опыт.

Сложность – то, насколько физически сложны элементы исполненные танцором.

Грамотность построения выхода – появление, концовка, переходы между комбинациями.

Ребята культовой брейк данс команды Rock Steady Crew для себя вывели десять заповедей батла, для того чтобы быть всегда на высоте:

1. Не спать!

Не имеет значения, насколько ты себя считаешь сильнее оппонента, следует всегда ожидать самого неожиданного. Всё время есть кто-то, кто ждёт, пока ты выйдешь в круг, и неожиданность может быть его лучшим оружием.

2. Никогда не показывать весь свой «арсенал» движений

Очень многие новички проводят слишком много времени, всю ночь танцуя в кругах, всего лишь для того, чтобы затем вступить в батл и показать те же самые движения, которые они делали в кругах. Воображению ничего не остаётся про запас. Возможность использовать элемент неожиданности упускается в то самое время, когда ты делаешь в кругах свои коронки. (подсказка: старайся поделить свои движения на 3 части: движения для кругов, движения для шоу, движения для батла).

3. Никогда не делать движения, которые еще не отточены

Это означает, что батл не тренировка. Если ты замешкался, сыро исполнил элемент или замедлился и перестал попадать в бит – это означает на 100%, что ты проиграл раунд. Использую только отточенные выходы.

4. Не использовать несколько «выходов» за один раз

Никогда не делай так: сделал выход, встал и сделал другой выход. Иногда меньше означает сполна. Следует избегать подобной ошибки, особенно когда твой первый выход взорвал толпу. Иногда толпа ничего не означает, если есть хороший судья. Причина отказаться от второго захода заключается в том, что ты потеряешь много энергии, и ко времени, когда ты закончишь вторую половину выхода, ты уже не будешь выглядеть также чётко, как в самом начале. (исключение из правила: ты делаешь длинный выход, встаёшь и быстро делаешь мощное движение).

5. Никогда не повторять движения противника (единственное исключение — когда повтор движений противника дополняется эффектной концовкой)

Есть много ребят, которые выскакивают и пытаются делать то же движение, что и их оппонент. Это пустая трата времени. Старайтесь найти контрдвижение против движения противника – позже в батле можно сделать движения противника, если он сделает слабенький выход. В этом случае оппонент может попытаться снова сделать это движение, но это будет

выглядеть так, будто бы повторился он. (исключение из правила: прибегайте к этому, только если вы высмеиваете своего противника и уверены, что вынесете его).

6. Меньше слов, больше сосредоточенности

Большинство новичков тратят время на то что бы высмеять противника, вместо того, чтобы обдумывать стратегию. Это может опустошить вас, если вы бьётесь один на один, и, что самое плохое, если вы проиграете, никто не будет помнить ваши движения, все будут помнить только факт, что вы много мололи языком.

7. Батл выигрывает не движение, а мысль

Следует научиться абстрагироваться от эмоций, анализировать ситуацию со стороны и выносить правильное решение всегда к тому моменту, когда оппонент поднялся с пола, и настал ваш черёд.

8. Если это батл — нужно дать знать об этом, воздействуя на бессознательное!

Даже если ваш противник кажется слабее вас, и вы хотите вызвать его на батл, нужно правильно оценивать свои сил и заранее давать знать оппоненту о батле, смотря ему в глаза и танцую у него на виду.

9. Keep your eye on the prize! (Не фиксировать взгляд у себя под ногами)

Когда тренируешься перед батлом или даже перед шоу, нужно уметь смотреть на оппонента или толпу не только в апроке, но и в любом другом движении или фризе, смотря в одно и то же направление. Этому можно научиться на тренировке, сфокусировавшись на определённом предмете: на лампочке или точке на стене или на чём угодно. Так можно лучше отработать движения и фризы

10. Нужно уметь принимать свое поражение (чтобы сделать выводы из «работы над ошибками»).

В батле кто-то должен проиграть, и если этот кто-то ты, — прими свою роль достойно. Возвращаясь домой, нужно иди в зал и становиться сильнее, работай над тем что не удалось в этот раз. Принятие поражения укрепляет характер и мотивирует.

Многие начинающие танцоры, боятся фразы «сейчас у нас будет jam» или «dance battle». Их посещают страхи и мысли: «Все будут на меня смотреть», «Я облажаюсь», «Я буду выглядеть некруто», «Нужно как-то спрятаться», «А лучше вообще уйти». Сердцебиение учащается. Тело сковывают зажимы, и ты забываешь даже хорошо знакомые движения.

Страх — это эмоция. Эмоция — это процесс внутри человека, кратковременное переживание души человека. Если танцор испытывает эмоцию страха, то сужается его сознание и самоконтроль. Он уже не в силах быть танцем. Страх занял место, которое было суждено занять танцу. Страх, который чаще всего испытывают танцоры: боязнь чего-то нового — расширения зоны комфорта, либо боязнь чужого мнения. Страх — своеобразный сигнал, который предупреждает об опасной или неизвестной ситуации. Когда угроза воображаемая, страх мешает действовать.

Что бы победить страх, нужно:

1. Проанализировать, понять, как справиться со страхом.

Чем больше вы становитесь осознанным, тем больше будете понимать, что страх не имеет никакой основы под собой. Со временем вы поймете, что темнота (страх) — это только отсутствие света (осознанности). Когда вы испытываете страх, сядьте и наблюдайте, что с вами происходит. Если бы страх был фундаментальной эмоцией, то вы каждый день испытывали бы его».

2. Действовать — танцевать.

Если вы ощущаете страх в творческой сфере, то это сигнал о том, что это надо сделать обязательно и много раз. Буквально через пару таких прыжков через ваш страх-барьер, вы почувствуете себя сильнее, смелее, реализованнее. Если же это боязнь чужого мнения, то просто нужно понять: хочешь ли ты сам творить свою жизнь или будешь всегда отдавать ее на одобрение толпе, забыв о себе как о творческой личности, которая, безусловно, лучше других знает, что для нее хорошо, а что нет. Либо взять все в свои руки — делать, делать и делать и получить в итоге одобрение окружающих не как необходимый материал для жизни, но как просто награду за целеустремленность.

Первые батлы, как правило, превращаются в битвы с собственным страхом. Ты вынужден выходить против более сильных танцоров. И кажется, что ты обязательно облажаешься. Нервно. Страшно. Но как выяснилось, бояться — это нормально. Бесстрашие — сказки. И ничего страшного. И даже победители батлов испытывают страх. Все боятся. Но не все подчиняются страху. Если не преодолевать мнимые опасения, их будет становиться все больше. И вскоре под их грузом невозможным станет не то что в батлах участвовать или на сцене выступать, а вообще шевелиться. Лучше преобразить свои страхи в новый настрой:

1.Все боятся. Страх — это нормально.

2.По-настоящему страшно — быть рабом страха.

3.Я не боюсь бояться, но беру свой страх под контроль.

4.Я добиваюсь, чего хочу, даже если мне страшно.

Принцип построения урока и подготовки участников к «Battle»:

1. Как управлять волнением и убирать его:

не стоять на месте, можно ходить на своей стороне туда-сюда и встряхивать руки, можно сделать расслабляющие движения головой плечами, телом.

2. Как работать с энергетикой:

нужно выплёскивать её наружу, не бояться быть эмоциональным, находясь в кругу не обязательно смотреть в глаза, достаточно быть открытым.

— упражнение – один сам перед зеркалом танцевать для себя, внутри себя, а потом с энергетикой наружу,

— упражнение – смотрим в глаза и друг на друга энергично наступаем, то один, то другой.

3. Сценарий для выхода:

— либо каждый сам решает, кто первый выходит, либо жребий (крутят бутылку, на кого покажет горлышко, тот первый);

— нельзя начинать сразу мощно, а потом на спад;

— равномерное выступление тоже уменьшает количество шансов;

— нужно выдавать «фишки» (необычные движения, которые не делает ни кто)

— выступление должно быть по законам драматургии (выход, развитие, кульминация, в конце точка);

— завершение выхода – выступления, это замерли, посмотрели в глаза к противнику, уходим).

4. Правила батла:

— исполнение участниками неподготовленного заранее танца на случайный трек от DJ,

— выход одного участник, затем другого, после этого меняется трек,

— каждый выход 45 сек — 1мин,

— соперники танцуют напротив друг друга, показывая, кто лучший в этом батле,

— очередность выхода исполнения по очереди (когда один танцует, то другой обязательно стоит),

— соперникам нельзя касаться друг друга,

— проявляют максимум уважения друг к другу,

— не повторять «фишки» другого участника, это уменьшает шансы выхода в следующий тур,

— после двух выходов судья (или судьи) открыто голосуют за победителя, в том случае если судий четное количество и их мнение и голоса разделяются поровну, участникам дают ещё по одному выходу.

5. Принцип построения урока:

Больше практиковаться. Не бояться проиграть.

— В соответствии с своим стилем провести разминку, повторить базовые упражнения и проучить новые элементы (если они есть);

— дать время для закрепления материала и составления своих комбинаций, выработки своего стиля и «фишек»;

— протанцовывать движения не монотонно его исполняя, а постараться расслабиться и протанцевать его под музыку, не обязательно идеально точно, самое главное войти в ритм и почувствовать эти движения под музыку;

— организовать импровизационный круг «jam», где каждый участник выходит в центр круга и импровизирует;

— после того как каждый участник попробует свои силы в «кругу импровизации» проводиться «игра в батлы». Участники выбираются по жребию, так же выбираются судьи. Первыми судьями становятся сами ребята (по жребию), затем, те кто только что выступал становятся судьями, а судьи зрителями и так пока все не попробуют свои силы как участники и окажутся в роли судей. В этой игре нет победителей или проигравших;

— «танцевальные батлы». Проводятся между участниками студии на выбывание, судьями являются педагоги. После каждого соревновательного выхода проигравший участник выбывает, а победитель проходит в

следующий тур и по жребию соревнуется с другими победителями. Так проходят соревнования до полуфинала где остается 4 участника и соревнуются за 3 и 4 место, в финале два победителя делят 1 и 2 место между собой.



ГосУслуги