ГБУК «САХАЛИНСКИЙ областной
ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
«КультСловарь» – специализированный терминологический словарь, в котором собраны понятия и термины, необходимые в успешной практической деятельности работников культуры, переработанные, дополненные и отредактированные из различных видов законов, нормативно-правовых актов и других изданий.
Общие понятия
Клубная деятельность – это обобщенное наименование всего разнообразия форм и видов социально-культурной деятельности, осуществляемой в культурно-досуговых учреждениях клубного типа с целью обеспечения конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и творческую самореализацию, поддержания традиций народной культуры.
Социально-культурная деятельность – исторически обусловленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
Социально-культурная деятельность обладает своими, только ей присущими чертами:
Культурно-досуговая деятельность – составная часть социально-культурной деятельности. Это - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, по предоставлению населению услуг культурного-досугового, информационно-просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, способствующих развитию человеческого потенциала, повышению качества жизни населения, развитию и совершенствованию творческих и интеллектуальных способностей людей, организации межличностного общения и социально-культурной активности населения.
Досуг – общественно-историческое явление, часть свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости, используемая в целях удовлетворения культурных потребностей, творческой деятельности, общения и рекреации (восстановления сил).
Досуговый объект – любое помещение, сценическая, демонстрационная площадка, пригодная для проведения мероприятия. К объектам досуга относятся: филиалы организаций культуры на базе актовых залов учебных учреждений и организаций, общежитий, другие филиалы; репетиционные комнаты, кинотеатры, площадки, помещения для малых спортивных форм, игровые детские площадки и комнаты, танцевальные (дискотечные), выставочные залы и площадки, приклубные парки, скверы, аллеи, мастерские для технического творчества и ремесел, музыкальные и литературные гостиные, комнаты для отдыха и прочее.
Культурно-просветительская деятельность – система профессиональной и общественной деятельности, направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелища, развлечения и других форм досуга.
Творческая деятельность – вид культурной деятельности, связанный с созданием культурных ценностей или их трансляцией и интерпретацией.
Народное творчество (народное искусство) – коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения.
Любительское движение – организация деятельности через общение и творчество к самореализации. Где общение происходит через предмет деятельности, а творчество – через практическую любительскую деятельность.
Деятельность по развитию любительского художественного творчества (ЛХТ) – художественно-творческая деятельность людей, не имеющих профессионального художественного образования, в свободное от основной трудовой деятельности время. ЛХТ имеет коллективные и индивидуальные формы, как организованные - под руководством профессионалов различных жанровых направленностей, так и неорганизованные (самостоятельное творчество) – под руководством общественников-любителей. ЛХТ ориентировано на публичные формы представления результатов своей деятельности.
Культурная услуга – услуга, направленная на удовлетворение духовных, интеллектуальных потребностей граждан, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления культурной творческой и досуговой деятельности учреждения культуры.
Традиционная культура
Традиционная культура – совокупность ценностей, основанных на традициях сообщества (включает морально-нравственные устои, язык, мифологию, праздники, обряды и обычаи, словесное и музыкальное творчество народа, танцы, игры, ремёсла, предметы быта, архитектуру и другие виды творческой деятельности человека).
Нематериальное культурное наследие - обычаи, обряды, празднества, устные традиции, исполнительские искусства, знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия.
Сохранение (охрана) нематериального культурного наследия – меры, принятые с целью обеспечения его жизнеспособности (идентификацию, документирование, исследование, популяризацию, возрождение).
Фольклор – (англ. «народная мудрость, знания») традиционное, коллективное, художественное, устное творчество народа.
Народные художественные промыслы и ремёсла - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
Мастер народного художественного промысла - физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.
Ремесло - ручной труд, работа и уменье, мелкое ручное производство, требующее значительного мастерства, основанное на применении ручных орудий труда.
Ремесленник -лицо (мастер или подмастерье), обладающее определёнными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы, созданные кустарным способом с применением собственных средств производства.
Народный праздник – совокупность обрядов и обычаев, в которых воплощаются мировоззрение, бытовые традиции и стереотипы поведения.
Обычай – установленное правило поведения в данной этнической общности.
Обряд – разновидность обычая, цель и смысл которого – символическое выражение определённой идеи или действия.
Носитель традиционной культуры – представитель старшего поколения, носитель традиционного мировоззрения, традиционных знаний, владеющий самобытной художественной системой местного искусства с его традициями и канонами.
Аутентичный коллектив - этнографический (чаще семейный) ансамбль, представляющий локальную традицию (состав коллектива формируется в сельской среде).
Фольклорно-этнографический коллектив – вторичные, экспериментальные фольклорные ансамбли, представляющие восстановленный по архивным материалам и экспедиционным записям локальный/региональный фольклор.
Сохранение традиционной культуры – научно-исследовательская, организационная, реконструктивная деятельность, направленная на выявление, изучение и пропаганду традиционной культуры в естественных формах её бытования, пополнение, консервацию.
Актуализация традиционной культуры - организационно-методическая, реконструктивно-творческая, художественно-творческая, образовательная, воспитательная, обрядовая, ремесленная, хозяйственная деятельность, направленная на внедрение жизнеспособных элементов, комплексов, явлений и форм традиционной культуры в современную практику.
Развитие народных традиций - образовательная и просветительская деятельность, направленная на воспитание художественного вкуса всех слоёв населения на лучших образцах народного искусства.
Инновационный проект в сфере традиционной культуры - культурный проект, включающий исследовательский, экспериментально-творческий и образовательный компоненты, использующий современные информационные технологии и методики, результатом которого является определение путей и форм сохранения и развития традиционной культуры в современной жизни.
Любительское, самодеятельное творчество
Любительское, самодеятельное творчество – творчество, которое включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или индивидуально. Самодеятельный художественный коллектив отличается от профессионального тем, что его члены не являются сотрудниками культурно-досугового учреждения, их занятость в коллективе имеет досуговый характер и не является основной трудовой функцией.
Клубное формирование – добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, к овладению полезными навыками в области культуры, быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха. В статистическом учете клубные формирования, действующие в течение отчетного периода, но завершившие программу, курс обучения до конца отчетного года, также включаются в количество клубных формирований.
Руководитель клубного формирования – физическое лицо, выполняющее непосредственное руководство деятельностью клубного формирования, составляющее планы и программы, заполняющее журнал учета работы клубного формирования, отвечающее за результаты деятельности клубного формирования, в том числе финансовые показатели его деятельности, если клубное формирование действует на платной основе. Руководитель клубного формирования осуществляет свою деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора. Если руководитель клубного формирования осуществляет свою деятельность по трудовому договору, то он назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя культурно-досугового учреждения.
Типы клубных формирований:
Виды клубных формирований:
Группа клубного формирования – группа, объединенная по возрасту, по направлению подготовки, различные смежные жанры, виды искусств, навыки и умения, по которым ведется подготовка в клубном формировании или уровню мастерства, подготовительные, концертные, исполнительские группы. В статистическом учете группы учитываются как единица, при условии наличия отдельных программ подготовки на каждую группу или группы занимаются в разных помещениях , филиалах, ведение отдельного журнала учета работы группы клубного формирования, соблюдение норм рекомендуемой минимальной численности в соответствии с типом клубного формирования. Участие в концертных, исполнительских группах может быть представлено на бесплатной, бюджетной основе в зависимости от наличия финансовых ресурсов учреждения.
Кружок – клубное формирование по одному из видов искусств, творческих жанров, по уровню навыков и умения, по которым ведется подготовка, в котором творческо-исполнительская деятельность предваряется учебно-тренировочными занятиями, составляющими преобладающую часть всех занятий, направленных на достижение определенных навыков и умений. Во главе кружка стоит руководитель кружка, обладающий компетенциями и навыками в соответствии с профессиональными квалификационными характеристиками должностей специалистов, должностей работников культуры, искусства. Кружок может иметь группы по возрасту участников или уровню мастерства, подготовительные, концертные, исполнительские группы.
Творческий коллектив – коллектив любительского творчества, имеющий полифункциональную структуру, достигший высокого уровня художественного мастерства по различным смежным жанрам, направлениям искусства, в котором творческо-исполнительская деятельность предваряется учебно-тренировочными занятиями, составляющими преобладающую часть всех занятий, направленных на достижение определенных навыков и умений. Во главе творческого коллектива стоит руководитель клубного формирования, обладающий компетенциями и навыками в соответствии с профессиональными квалификационными группами должностей специалистов, должностей работников культуры, искусства. Творческий коллектив может иметь группы по возрасту участников, по направлению подготовки, различные смежные жанры, виды искусства, навыки и умения, по которым ведется подготовка в клубном формировании или уровню мастерства, подготовительные, концертные .исполнительские группы.
Народный, образцовый коллектив – коллектив любительского творчества, достигший высокого художественного мастерства, ведущий активную исполнительскую деятельность, которому присуждено, подтверждено почетное звание «Народный самодеятельный коллектив», «Народная самодеятельная студия», «Образцовый художественный коллектив» в соответствии с действующим Положением о присуждении звания. Народный, образцовый коллектив может иметь группы по возрасту участников, по направлению подготовки, различные смежные жанры, виды искусств, навыки и умения, по которым ведется подготовка в клубном формировании или уровню мастерства, подготовительные, концертные, (исполнительские) группы. Во главе народного коллектива стоит руководитель, обладающий компетенциями и навыками в соответствии с профессиональными квалификационными характеристиками должностей специалистов, должностей работников культуры, искусства.
Студия – коллектив любительского творчества, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи. В культурно-досуговой работе ведущее положение занимают художественные студии: музыкальные, хореографические, вокальные, эстрадные, художественного слова, изобразительного и декоративно-прикладного искусства и др. Во главе студии стоит руководитель клубного формирования, обладающий компетенциями и навыками в соответствии с профессиональными квалификационными характеристиками должностей специалистов, должностей работников культуры, искусства.
Спортивные секции – клубные формирования по организации спортивного досуга. Деятельность включает спортивно-тренировочные занятия, составляющие преобладающую часть всех занятий, направленных на достижение спортивных результатов.
Оздоровительные группы – клубные формирования по организации спортивного досуга. Деятельность включает в себя тренировочные занятия, составляющие преобладающую часть всех занятий, не направленных на достижение спортивных результатов.
Клуб по интересам – неформальное клубное формирование, создаваемое с целью организации общения людей с единым глубоким и устойчивым интересом к чему-либо, характеризующееся отсутствием деятельности по созданию культурных ценностей. Клуб по интересам должен иметь утвержденный график встреч, который является документом обязательной отчётности. В отчетах по встречам должная быть указана тематика встреч. Руководство может осуществляться на общественных началах. Количественный состав может быть непостоянным.
Любительское объединение – клубное формирование, объединяющее людей с глубоким и устойчивым интересом к общему занятию, стремящихся обменяться результатами и навыками такого занятия, характеризующиеся преобладанием среди учебных форм самообразования, обмена знаниями и умениями, поиска и накопление информации, изготовления предметов, имеющих культурное и прикладное значение. Состав любительского объединения может быть постоянным и обновляющимся. Руководство может осуществляться на общественных началах.
Наполняемость – это установленный (планируемый) норматив численности участников клубного формирования (исходя из санитарных норм по конкретному помещению, норм по расчету нагрузки руководителя клубного формирования на бюджетной основе или в зависимости от расчетной численности клубного формирования при определении самоокупаемости клубного формирования) в соответствии с плановыми показателями посещаемости, установленными в государственном (муниципальном) задании.
Численность клубного формирования – фактическое количество постоянных посетителей клубного формирования. В статистическом учете учитывается максимальное количество занятых мест в клубных формированиях по итогам отчетного периода.
Клубное формирование самодеятельного народного творчества – это добровольное объединение любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового, кино-, фото-, видео- искусства, основанное на общности художественных интересов и совместной учебно-творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей.
Классифицируются по жанрам и составу исполнителей: детский, молодёжный, взрослый, мужской, женский, смешанный.
Направления деятельности: академическое, народное, эстрадное и др. Формы: оркестры и инструментальные ансамбли (духовые, струнных инструментов, народных инструментов и др.); вокально-инструментальные ансамбли; хоры и вокальные ансамбли (академические, русской песни, фольклорные, эстрадные и др.); хореографические коллективы (ансамбли народного, эстрадного, спортивного танца и др.); театральные коллективы (драматические, эстрадные, кукольные, агитбригады, художественного слова и др.); цирковые коллективы и др.
Видами клубного формирования самодеятельного народного творчества являются кружок, коллектив и студия самодеятельного народного творчества.
Репертуар клубного формирования самодеятельного народного творчества формируется из произведений мировой и отечественной драматургии, музыки, хореографии и других жанров, лучших образцов отечественного и зарубежного искусства, многонационального искусства народов Российской Федерации, произведений современных отечественных и зарубежных авторов. Репертуар должен способствовать патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию, формированию толерантности, положительных жизненных установок, пропаганде здорового образа жизни.
Учебно-воспитательная работа в клубных формированиях самодеятельного народного творчества определяется планами и программами и должна включать:
- во всех кружках, коллективах, студиях - ознакомление с историей искусств, процессами, происходящими в любительском народном творчестве, тенденциями развития отдельных его видов и жанров; обсуждение вопросов формирования репертуара. Участники формирований в учебно-ознакомительных целях посещают музеи, выставки, театры, концерты и другие учреждения культуры и мероприятия;
- в кружках, коллективах, студиях театрального искусства (драматических, музыкально-драматических коллективах, театрах кукол, юного зрителя, театрах малых форм - театрах эстрады, поэзии, миниатюр, пантомимы и иное) - занятия по актерскому мастерству, технике речи и художественному слову, музыкальной грамоте, постановке голоса; занятия по разучиванию вокальных партий; работу с режиссером, драматургом, композитором, концертмейстером; работу над миниатюрой, тематической программой, литературной или литературно-музыкальной композицией, прозаическим, поэтическим произведением или циклом стихов;
- в кружках, коллективах, студиях музыкального искусства (хорах, вокальных ансамблях, ансамблях народной песни, ансамблях песни и танца, оркестрах народных инструментов, эстрадных и духовых оркестрах, вокально-инструментальных ансамблях, музыкантов-исполнителей, певцов) - занятия по изучению музыкальной грамоты, сольфеджио, истории и теории музыки, хорового искусства, постановке голоса; занятия по разучиванию произведений для хора с сопровождением и без сопровождения, разучиванию произведений с солистами и ансамблями; занятия по разучиванию партий ансамблей, хоров; проведение общих репетиций; занятия по классическому и характерному тренажу, разучиванию сольных, групповых танцев, хореографических миниатюр; занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, ознакомлению с начальными принципами инструментовки для музыкальных ансамблей; проведение оркестровых занятий по разучиванию партий;
- в фольклорных кружках, коллективах, студиях - изучение народной празднично-обрядовой культуры и местных исполнительских традиций, овладение народной манерой пения, разучивание вокальных партий в ансамбле, разучивание произведений с музыкальным сопровождением и без сопровождения народных музыкальных инструментов, изучение основ сценического движения и народной хореографии, овладение навыками игры на традиционных народных (национальных) инструментах, работу с солистами, малыми ансамблевыми составами (дуэты, трио, квартеты), постановочную работу, подготовку фольклорных композиций, театрализованных спектаклей (фрагментов) на основе народных праздников и событий народного календаря;
- в кружках, коллективах, студиях хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, спортивного, современного, этнографического и бального танцев) - занятия по изучению истории и теории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок;
- в кружках, коллективах, студиях циркового искусства (цирковых, исполнителей оригинального жанра) - занятия по изучению истории циркового искусства, тренажу и физическому развитию, технике циркового искусства, музыкальному и художественному оформлению, режиссерскому решению номера;
- в кружках, коллективах, студиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства - занятия по изучению истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, технике и технологии живописи, графики, скульптуры и прикладных искусств - резьбе, чеканке, инкрустации, художественной вышивке, бисероплетению и иных; занятия по композиции; выполнение заданий художественно-оформительского характера; организацию выставок, работу на пленэре;
- в кружках, коллективах, студиях фото-, кино-, видеоискусства – занятия по изучению истории кино и фотографии, материальной части, технике кино-, видео- и фотосъемки; занятия по режиссерскому, операторскому, сценарному мастерству; организацию просмотров, разборов и обсуждений любительских фильмов и фотографий; занятия по методике организации фотовыставок; организацию просмотров кино- и видеофильмов; выполнение работ оформительского характера (с фотолюбителями); создание фильмов различной тематики.
Занятия в хоровых, вокальных и хореографических кружках, коллективах, студиях состоят из групповых (хоровых), ансамблевых и индивидуальных занятий. Занятия в театральных и цирковых кружках, коллективах, студиях включают малогрупповую и (или) индивидуальную формы занятий. В кружках, коллективах, студиях прикладного, технического творчества, изобразительного искусства, народных ремесел, кино-, фото, видео и иные занятия включают в себя индивидуальные формы работы.
Творческо-организационная работа в клубных формированиях самодеятельного народного творчества предусматривает:
Наполняемость клубных формирований, частично или полностью финансируемых из бюджета, определяется с учетом следующих минимальных нормативов:
Данная норма не распространяется на вокальные и инструментальные ансамбли в форме дуэта, трио, квартета;
В минимальный состав вокально-инструментального ансамбля входят: бас-гитара, гитара, клавишные, ударные и солист (может быть один из инструменталистов).
Для инклюзивных клубных формирований, в состав которых входят люди с ограниченными возможностями здоровья, данные нормы уменьшаются на 30-50%.
Для клубных формирований, действующих на платной основе, данные нормы носят рекомендательный характер. Наполняемость клубных формирований, действующих на платной основе, определяется руководителем базового КДУ.
Нормативы деятельности клубных формирований
Клубные формирования в течение творческого сезона (с сентября по май) должны представить:
Необходимая документация - клубные формирования должны иметь следующие документы: Положение о клубном формировании; планы учебно-творческой работы на календарный год; расписание коллективных и индивидуальных занятий; журнал учета работы клубного формирования. Клубные формирования, действующие на принципах частичной или полной самоокупаемости, дополнительно имеют смету доходов и расходов.
Руководство коллективом - непосредственное руководство коллективом должен осуществлять специалист, имеющий профессиональное образование и (или) опыт работы в коллективе художественного творчества (режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художник, руководитель студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и т.д.). Руководитель коллектива: